sunset1

Значение и особенности транспорта в России

Роль транспортного фактора в России трудно переоценить, учитывая гигантскую территорию страны и неравномерное расположение населенных пунктов, ресурсов и производственных объектов. Именно транспорт связывает их в единую инфраструктуру, которая охватывает все регионы. Помимо внутренней функции транспорт имеет и внешние задачи, обеспечивая связь страны с остальным миром.

По мере того как значение транспорта для общественной жизнедеятельности и производства растет, требования, предъявляемые к его функциональности, становятся все более жесткими. То касается всех аспектов транспортного комплекса — надежности, скорости, логистики, безопасности, точных сведений о местопребывании пассажиров и грузов и так далее.

Главные особенности сети отечественного транспорта

Главными особенностями сети отечественного транспорта являются:

  1. существенное различие обеспеченности транспортом западных и восточных регионов,
  2. неравномерность транспортной структуры,
  3. значение тех или иных видов транспорта в народно-хозяйственной жизнедеятельности.

Если говорить в целом, то в России присутствуют практически все виды существующего транспорта, среди которых преобладающим является сухопутный, широко охватывающий почти всю страну. Речь идет о железнодорожном и автотранспорте, а также о трубопроводах, которые, хоть и не являются транспортом в традиционном значении этого слова, но выполняют фактически те же задачи, что и грузовой транспорт. Помимо этого в стране широко представлен речной транспорт, курсирующий по направлению всех возможных речных путей — по течению таких сибирских рек, как  Волга, Северная Двина, Печора, а также других рек страны.

В России сформировалось три главных направления магистралей транспортной сети:

  1. Сибирское (с запада на восток), куда входя ЖД, трубопроводы и часть водных путей.
  2. Центрально-Европейское (с севера на юг), включающее в основном ЖД транспорт.
  3. Волго-Кавказское (с севера на юг), состоящее из трубопроводов и ЖД транспорта.

Особенности разных видов российского транспорта

ЖД транспорт в России является ведущим: он перевозит почти половину всего пассажиро- и грузопотока. В первом случае это наиболее недорогой вид транспорта, во втором — самый эффективный с точки зрения дальности перевозок. Он надежен, регулярен, и относительно свободно распределен, за исключением таких препятствий, как горные регионы.

Автомобильный транспорт более дорогой, но и более маневренный, позволяет доставлять грузы и пассажиров практически «от порога к порогу», зачастую без перегрузок. Автотранспортом производятся основные перевозки во всех городах и пригородных территориях, а дальние — по большей части на севере, на востоке и в горных районах, где практически не имеется прочих видов сухопутного транспорта. При этом эффективность и надежность автотранспорта существенно зависит от погоды и качества, а также густоты дорог.

Морской транспорт по большей части обеспечивает торговлю с внешним миром, а перевозки между портами внутри страны незначительны.

Речной транспорт представлен грозовыми и пассажирскими судами, основная доля перевозок осуществляется в Камско-Волжском бассейне. Речные перевозки приобретают особое значение в районах, где нет прочих видов транспорта, например на Крайнем Севере.

Авиационный транспорт охватывает всю территорию России. Он занимает 3-е место по объему пассажироперевозок (после ЖД и автотранспорта). Его главная задача — перевозить пассажиров на особо дальние расстояния. Это дорогой вид транспорта, в особенности если речь идет о грузах. Поэтому объемы грузоперевозок авиатранспортом невелики.

Проблемы отечественного транспортного комплекса

Среди проблем отечественного транспорта, которые требуется решать на сегодняшний день, особенно актуальны следующие:

  1. Экология. Возрастание количества автомобилей привели к ухудшению экологической ситуации, особенно в городах. В связи с этим следует срочно решать задачи, направленные на сокращение объема вредных СО2-выбросов.
  2. Довольно обветшавший и износившийся парк речных и морских судов, который срочно требуется обновлять.
  3. Недостаточная мощность портов. Большинство из них не имеют возможности принимать суда крупного тоннажа. К тому же часть морских портов замерзает, что тоже усложняет работу.
  4. Частичное расположение многих главных магистралей на территориях соседних стран. В связи с этим необходимо строить новые ЖД и автодороги, чтобы основные пути располагались в пределах страны.
  5. Плохое качество дорог. При строительстве дорог во главу угла ставилось качество основных магистралей, а местным, особенно сельским дорогам внимания почти не уделялось. В результате множество населенных пунктов из-за отсутствия адекватных дорог оказались отрезанными от прочих регионов страны. По этой причине действия, направленные на обеспечение должной связи всех населенных пунктов с целостной системой отечественного транспорта, являются крайней необходимостью.

Выводы

Таким образом, связать воедино все регионы и населенные пункты огромной территории страны возможно только при условии надежной, продуманной, полноценной и безопасной работы всех видов транспорта. Жители каждого населенного должны получить возможность при необходимости выезжать в нужное место в любое время. Активное общение жителей различных регионов, беспрепятственный товарообмен между районами имеют огромное значение для развития российского общества. Без выполнения этого условия невозможны ни целостность государства, ни единство народов России, ни полноценная хозяйственная инфраструктура страны.

 

Joomla templates by a4joomla
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru