sunset1

 

Калининградская область (7 апреля — 4 июля 1946 — Кёнигсбергская область) — самая западная и самая маленькая по площади область (но не самый маленький субъект федерации) Российской Федерации, входит в состав Северо-Западного федерального округа.

Административный центр — Калининград.

Расположена в Центральной Европе. Является полуэксклавом Российской Федерации, так как после распада СССР не имеет с основной территорией страны общей сухопутной границы.

Площадь — 15 125 км² (13,3 тыс. км² за вычетом площади Калининградского и Куршского заливов).

Население — 954 773 чел. (2013). Плотность населения — 63,13 чел/км². Удельный вес городского населения — 77,5 % (2013).

Граничит с Европейским союзом — с Польшей на юге, с Литвой на севере и востоке (см. граница Калининградской области). На западе Калининградская область омывается водами Балтийского моря.

 

Транспорт

Трубопроводный

По территории области проходит газопровод Россия — Беларусь — Польша с отводами на Черняховск, Зеленоградск, Гусев, Советск и Светлый. Газ используется для обеспечения работы ТЭЦ и потребностей коммунально-бытового хозяйства.

Автомобильный
 

Важнейший вид внутрирегионального транспорта — автомобильный. Развита сеть автомобильных дорог с твёрдым покрытием. Большинство дорог не соответствуют принятому в России стандарту по ширине, кроме того, они отличаются извилистостью. На большинстве дорог Калининградской области установлена максимальная скорость в 70 км/ч (вместо 90 км/ч) из-за растущих вдоль дороги деревьев.

Важнейшие автомобильные дороги:

  • А229: «Калининград—Гвардейск—Черняховск—Гусев—Нестеров—литовская граница» (далее — в направлении Вильнюса и Минска).
  • А216: «Калининград—Гвардейск—Талпаки (разветвление с А-229)—Большаково—Советск—литовская граница» (далее в направлении — Шяуляя и Риги).
  • «Калининград—Зеленоградск—Рыбачий—литовская граница» (далее — в направлении Клайпеды; проходит по Куршской косе при въезде на которую взимается экологический сбор).
  • «Калининград—Ладушкин—Мамоново—польская граница» (далее — в направлении Эльблонга и Гданьска).
  • «Калининград—Багратионовск—польская граница» (далее — в направлении Варшавы).

В августе 2008 года началось строительство автомагистрали Приморское кольцо, которая свяжет Калининград со Светлогорском, Пионерским, Зеленоградском, Балтийском, Светлым и международным аэропортом Храброво. В настоящее время магистраль уже построена до аэропорта и Зеленоградска, открыта до Светлогорска, работы ведутся в сторону Янтарного.

Кроме того, по территории Калининградской области проходит дорога, запланированный автобан «Кёнигсберг—Берлин» (среди местного населения известна как «Берлинка»). Она обходит стороной населённые пункты и упирается в польскую границу. Пограничный переход уже построен и введён в эксплуатацию 7 декабря 2010 г.

Пограничные переходы на территории области:

На границах области и в портах имеются 20 пограничных переходов (автомобильные, железнодорожные, водные, пешеходные, в аэропорту)

Железнодорожный
 

Железнодорожный транспорт используется прежде всего для грузоперевозок между Калининградской областью, соседними странами и остальной территорией России. Также важна роль пассажирских перевозок, как внутрирегиональных, так и внешних. Калининград имеет железнодорожное сообщение не только с городами России (Москвой и Санкт-Петербургом), но также и с Гдыней в Польше и Берлином в Германии.

Бо́льшая часть существовавших на территории нынешней Калининградской области до войны железных дорог была разобрана в первые послевоенные годы; часть сохранившейся сети была закрыта после распада СССР.

К настоящему времени сохранились и используются следующие железные дороги:

  • Калининград — Черняховск — литовская граница
  • Калининград — Мамоново — польская граница
  • Калининград — Багратионовск — польская граница
  • Калининград — Приморск — Балтийск
  • Калининград — Гурьевск — Полесск — Славск — Советск — литовская граница
  • Черняховск — Советск — литовская граница
  • Черняховск — Железнодорожный — польская граница
  • Калининград — Зеленоградск — Пионерский — Светлогорск (электрифицирована)
  • Калининград — Пионерский (электрифицирована)

Крупнейшие железнодорожные узлы — Калининград (здесь сходятся семь железных дорог) и Черняховск (здесь сходятся четыре железные дороги)

Эксплуатирует железные дороги Калининградской области Калининградская железная дорога, выделившаяся после 1991 года из состава бывшей Прибалтийской железной дороги.

Морской транспорт
 

В Калининграде, Пионерском и Балтийске крупные незамерзающие морские порты, крупнейший из них — в Калининграде. Балтийск связан с Санкт-Петербургом паромной переправой и с Гданьском пассажирской линией (эксплуатируется польским пароходством). В г. Светлый действует нефтетерминал мощностью 6 млн т. нефти и нефтепродуктов.

Внутренний водный транспорт

В Калининграде, Советске и Черняховске есть речные порты. Судоходные реки — Преголя и Неман, они связаны между собой судоходным путём, проходящим по реке Дейме и реке Матросовке. Важнейшая речная судоходная компания — «Западное речное пароходство».

Роль речного транспорта во внутрирегиональных грузовых перевозках незначительна, внутререгиональные пассажирские водные перевозки отсутствуют.

В летние месяцы между Калининградом, Фромборком и Эльблонгом по глади Балтийского залива (который фактически является внутренним водоёмом) курсируют суда на подводных крыльях, эксплуатируемые польским пароходством.

Воздушный транспорт
 

В 24 км от Калининграда, рядом с посёлком Храброво, расположен аэропорт международного класса.

Городской транспорт

В Калининграде есть трамвай (самая старая система в России, действует с 1895 года, узкоколейный — 1000 мм) и троллейбус (см. Калининградский троллейбус). В других городах области городской транспорт представлен только автобусами, хотя до войны в Черняховске был троллейбус, а в Советске — трамвай.

 

По материалам http://ru.wikipedia.org

 

Joomla templates by a4joomla
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru